Как закрыть ООО самостоятельно в 2020
По разным обстоятельствам предпринимателю нередко требуется ликвидировать свою компанию. Подобная процедура имеет множество особенностей и представляет собой длительный процесс, сопряженный с различными трудностями. Выяснив, как закрыть ООО самостоятельно, можно на законных основаниях закончить деятельность предприятия.
Содержание:
Причины закрытия ООО
Прежде, чем более подробно ознакомиться с процессом ликвидации в 2020 году, необходимо изучить основные причины, по которым может потребоваться закрыть предприятие. Подобная потребность может возникнуть из-за широкого спектра обстоятельств, оказывающих существенное влияние на его работу.
К числу наиболее распространенных причин целесообразно отнести:
- необходимость изменения вида деятельности;
- прекращение работы;
- соответствующее решение собственника;
- реструктуризация;
- банкротство.
Согласно действующему законодательству, учредители ООО имеют полное право сменить тип деятельности, однако процедура внесения подобных изменений довольно долгая и сложная, в связи с чем, может потребоваться ликвидировать предприятие и создать новое
В подобном случае, после успешного закрытия, будет осуществлена повторная регистрация ООО. Кроме того, закрытие компании является необходимым требованием при прекращении работы предприятия
Наиболее распространенной причиной, по которой возникает потребность в проведении подобной процедуры представляется банкротство. В подобных случаях, ликвидации предшествует процедура банкротства, по завершении которой, компания перестает существовать.
Способы ликвидации
Разобрав основные причины, по которым может потребоваться закрытие ООО, необходимо более подробно изучить основные способы, с помощью которых можно на законных основаниях ликвидировать предприятие. Законодательство предусматривает возможность осуществления процедуры сразу несколькими способами, что предоставляет предпринимателям варианты для выбора.
Выделяют 2 основных метода ликвидации — традиционный и альтернативный, которые существенно отличаются друг от друга. Первая представляет собой классический вариант, не предусматривающий возможности снижения рисков со стороны налоговых структур.
Подобный процесс идеально подойдет в том случае, если компания имеет возможность выполнить все взятые на себя обязательства, а также погасить имеющие долги перед кредиторами и контрагентами.
Альтернативный вариант предполагает выполнение ряда действий, в результате которых, предприятие перестает существовать. Основным отличием от классического метода в данном случае, выступает перечень манипуляций, посредством которых удается закрыть ООО. К их числу следует отнести:
- смена учредителей, либо существенное изменение их состава;
- смещение генерального директора и назначение на его должность другого лица;
- реорганизация/ликвидация компании посредством присоединения или слияния.
В большинстве случаев, настоятельно рекомендуется придерживаться классического порядка действий, что позволит минимизировать риски, связанные с нарушением установленного законодательством регламента.
Необходимые документы для закрытия ООО
В процессе закрытия ООО, предпринимателю может потребоваться внушительный список документации, с которым следует ознакомиться заранее. Наличие всех необходимых бумаг позволит значительно ускорить процесс, избежать проблем, задержек, даст возможность добровольно ликвидировать компанию.
Перечень документов, которые потребуются для подобной процедуры, устанавливается действующим законодательством и включает следующие бумаги:
- протокол/решение о ликвидации, подписанный всеми учредителями;
- утверждение промежуточного баланса по форме 15001, а также уведомление о нем;
- уведомление, подтверждающее назначение ликвидатора, либо соответствующей комиссии;
- сообщение по форме с-09-4 о принятом решении;
- бумаги, подтверждающие факт уведомления кредиторов об осуществляемой процедуре;
- ликвидационный баланс и решение о его утверждении;
- заявка на регистрацию в статусе ликвидированной фирмы.
Подобный перечень включает непосредственно документы, используемые в процессе ликвидации. Однако, с этой целью предпринимателю также может потребоваться предоставить документацию, содержащую информацию о компании, подтверждающие её регистрацию в госреестре и другие бумаги.
- Решение или протокол о ликвидации общества. Заполняется и подписывается учредителями еще на начальном этапе всего процесса закрытия организации — (Скачать образец решения о ликвидации ООО);
- Промежуточный ликвидационный баланс по форме установленной законом — (Скачать форму 15001);
- Решение об утверждении промежуточного баланса при ликвидации (ПЛБ) — (Скачать образец решения об утверждении ПЛБ);
- Уведомление о данном утверждении ПЛБ — (Скачать форму 15003);
- Уведомление о назначении либо ликвидатора, либо ликвидационной комиссии в зависимости от количества учредителей — (Скачать форму 15002);
- Сообщение о решении ликвидировать общество с ограниченной ответственностью — (Скачать форму С-09-4);
- Документ, подтверждающий уведомление кредиторов о закрытие общества — (Скачать образец уведомления о ликвидации кредиторов);
- Непосредственно ЛБ (ликвидационный баланс) — (Скачать образец ликвидационного баланса);
- Решение о его утверждение — (Скачать образец решения об утверждении ЛБ);
- Заявление на регистрацию общества, как ликвидированного согласно установленной законом форме — (Скачать форму 16001).
Пошаговая инструкция
Процесс ликвидации любой компании представляет собой весьма трудную и длительную процедуру, правильное выполнение которой является гарантией легального завершения работы предприятия. Для того, чтобы не допустить ошибок, способных увеличить продолжительность ликвидации, следует придерживаться пошаговой инструкции.
Она включает в себя несколько этапов, среди которых, следует упомянуть:
- Принятие соответствующего решения.
- Формирование комиссии.
- Публикация сведений о ликвидации.
- Уведомление кредиторов.
- Создание ликвидационного баланса.
- Передача документации налоговым структурам.
- Получение свидетельства об успешном закрытии компании.
Принятие решения фиксируется посредством протокола, который обязательно подписывают все учредители, если их несколько. Затем, требуется назначить кого-либо на должность ликвидатора, после чего сообщить об этом в налоговую, а также госреестр. В его полномочия входит уведомление кредиторов, погашение задолженностей и прочие действия от лица компании.
При закрытии также потребуется уведомить кредиторов о прекращении деятельности и выплате всех имеющихся обязательств. При этом, будет организована выездная проверка налоговых органов, что позволит выявить сокрытие доходов, а также прочие противоправные действия.
Затем ликвидатору следует приступить к формированию промежуточного баланса, который содержит сведения об имуществе компании и текущих обязательствах. Его утверждение обязательно должно быть заверено нотариально.
Заключительным этапом представляется составление итогового нулевого баланса, а также передача всей собранной документации в налоговые структуры. После этого, будет выдано свидетельство, подтверждающее факт легального прекращения деятельности компании.